20 января прошло под знаком большой политической активности сербов, какой не наблюдалась уже давно: на избирательные участки в Республике Сербии вышли более 61 % избирателей. Выбирая из девяти кандидатов в президенты страны, как и ожидалось, народ основную часть голосов отдал за Томислава Николича (39,57 % голосов), который выдвинут Сербской радикальной партией, и его соперника Бориса Тадича (35,45 %), действующего президента страны и лидера Демократической партии. Именно им придётся бороться за кресло президента во втором туре голосования 3 февраля.
На президентских выборах 2004 года ситуация была очень похожей. Т. Николич и Б. Тадич также были фаворитами, хотя на участки вышло на 15 % избирателей меньше. Т. Николич лидировал в первом туре с 30,6 % голосов (Тадич набрал 27,3 %), а на втором туре Тадич обошёл Николича, набрав 53,2 % (Николич — 45,4 %).
Естественно, сейчас многих интересуют прогнозы на второй тур голосования. Результаты во многом будут зависеть от позиции тех партий, лидеры которых не набрали достаточного количества голосов. Поскольку большинство социологов прогнозировало во втором круге победу Б. Тадичу, то сразу после выборов наблюдатели стали гадать, на голоса каких партий он может рассчитывать. Прежде всего, речь идёт о членах и симпатизирующих Демократической партии Сербии, которых лидер этой партии В.Коштуница просил голосовать за В. Илича. Но Илич набрал около 8 % голосов, во втором круге участвовать не будет, поэтому многие, особенно на Западе, полагают, что Коштуница должен помочь Тадичу. Однако даже оптимисты не уверены, что все демократы партии Коштуницы послушно голосовали за В. Илича: примерно треть отдала свои голоса Т. Николичу, часть голосовала за Тадича, а остальные — за Илича. Поэтому даже при хорошем раскладе Б. Тадич не может ожидать серьёзной поддержки с этой стороны. Интересно, что сам В.Коштуница до сих пор не высказался и не обратился к своей партии ни с каким заявлением, а В. Илич заявлял, что за Б. Тадича никогда голосовать не будет.
Кроме этого во втором туре Б. Тадич мог бы рассчитывать на голоса воеводинских венгров, но их немного (около 26 тысяч), да ещё неизвестно, все ли пойдут голосовать. Остаются социалисты. Правда, с трудом верится, что социалисты простят Б. Тадичу и его партии государственный переворот 2000 года и травлю их лидера С. Милошевича. Либерально-демократическая партия собирается бойкотировать второй круг, хотя в оставшиеся дни Б. Тадич попытается отговорить либералов от этой затеи. Поэтому вполне вероятно, что 3 февраля существенно улучшить свой результат Б. Тадич не сможет. Здесь нужны «акции», то есть решительные действия, которые могли бы переломить общественное мнение.
Таким аргументом на всех выборах на Балканах была Россия. И любой, даже не очень высокого уровня, визит в Москву приносил потенциальному кандидату серьёзные очки. Т. Николич — убеждённый русофил. На этом с самого начала строилась его избирательная программа. Б. Тадич всегда лавировал между Западом и Россией, отдавая главные свои симпатии Западу. Во всех его выступлениях звучит тезис о европейском будущем Сербии. Однако в последние дни у Б. Тадича появился в руках серьёзный аргумент — 25 января в Москве будет подписан договор между Москвой и Белградом о сотрудничестве в области энергетики, строительстве газопровода по территории Сербии и продаже Газпрому акций нефтяной промышленности Сербии. На подписание этого договора приедет Б. Тадич, что, конечно, повысит его рейтинг у избирателей. Уже сегодня многие издания Сербии считают факт подписания договора перед вторым туром голосования выбором России — в пользу нынешнего президента Сербии. Если же в Москву приедет и В. Коштуница, о чём пишут многие газеты, то это будет означать, что он поддержит Б. Тадича, и голоса его партийцев будут отданы Б. Тадичу. Следует иметь в виду и большую поддержку Б. Тадича Западом, и его пиар-возможности как действующего президента. Напомним, что поздравление В. В. Путина с пятидесятилетием Б. Тадича было преподнесено в Сербии как пожелание победы на выборах действующему президенту.
Можно ли, с учетом этого, говорить, что победа Б. Тадича неизбежна?
Как сказать... у нас, славян, не всё всегда идёт по плану. Ситуацию может изменить одно какое-нибудь «если». Ну, а когда таких «если» несколько... Если В. Коштуница останется верным своей позиции, то может и не приехать в Москву, и не просить членов своей партии отдать голоса за действующего президента. Кроме того, и Т. Николича ждут в Москве: он должен встретиться с депутатами Государственной Думы 28 января. Если приедет, — его избиратели будут довольны. Есть ещё очень важный фактор. Если косовары объявят о своей независимости накануне второго тура, то мнения избирателей будут зависеть и от действий нынешних политиков, в первую очередь, Б. Тадича.
России же важно, чтобы её авторитет в Сербии не пошатнулся. Чтобы никто не мог сказать, что Москва, как всегда, непоследовательна и предаёт дружественный народ. Действия Москвы должны быть продуманы и опираться на чёткое понимание того, что ей нужно, — и в вопросе выбора президента, и в вопросе целостности Сербии, и в реакции на возможное объявление независимости Косова и Метохии, и в сфере экономического сотрудничества.