Осенью этого года инициатива о начале нового раунда переговоров по Косову перешла в фазу практического осуществления. Премьер-министр Хашим Тачи, соглашаясь на переговоры, говорил о нормализации межгосударственных отношений, а новоизбранное руководство Сербии убеждало население страны, что готово выполнять все договорённости предыдущей власти, но не будет обсуждать статус края. Подробностей никто не знал, поэтому предполагали, что предметом переговоров станет интеграция в косовскую административную систему северных общин с большинством сербского населения. И… поэтапное признание сербскими властями независимости Косова.
В начале сентября ЕС представил европейской и балканской общественности план, который поднимал переговоры на более высокий политический уровень. Для этого управлять всем процессом поставлена Кетрин Эштон. С самого начала стороны уведомили, что результаты переговоров важны для определения даты начала евроинтеграции. Не обошлось без нажима: Президента Сербии предупредили, что ему придётся принять очень трудные решения (1). Председатель Комитета по внешней политике Бундестага Рупрехт Поленц высказался откровеннее: Сербия должна признать независимость Косова до начала переговоров о присоединении к ЕС (2). Бернар Кушнер, бывший министр иностранных дел Франции, во время посещения Приштины не скрывал, что Брюссель обусловит начало переговоров Сербии с ЕС нормализацией отношений между Белградом и Приштиной (3). А ещё он пожалел, что натовцы в 1999 г. не установили албанскую власть в Митровице, мол, тогда бы и не пришлось сейчас вразумлять сербов.
19 октября диалог начался, а 7 ноября состоялась вторая встреча премьер-министров Ивицы Дачича и Хашима Тачи. Премьеры не садились за общий стол. Так повелось ещё со времён войны в Хорватии: сначала по отдельности разговаривали с К. Эштон, а затем встречались на совместном ужине и обсуждали подготовленные вопросы. Разговор шёл о ликвидации параллельных институтов на Севере Косова, урегулировании вопроса границ. Хотя И. Дачич не раз высказывал мысль о возможной автономии Косовска-Митровицы, о разделе Косова, Х. Тачи был категоричен: это неосуществляемый сон Белграда, повторял он (4). На встрече обсуждали и единое управление границей между Сербией и Косовом, открытие «канцелярий по связям» в Белграде и Приштине, финансирование «нелегальных сербских структур» на севере Косова.
Х. Тачи соглашался с правом Белграда финансировать сербов в крае, но уточнял, что это надо делать только через финансовые структуры Косова (5). На переговорах Х. Тачи готов был предложить И. Дачичу, чтобы Север Косова получал 70% доходов от НДС на пограничных переходах, но при условии, что 4 сербских общины перейдут под власть Косова. Деньги бы шли на счёт, открытый в одном из банков европейской страны, но использовать их можно только после того, как сербы станут послушными. Приштина настаивала, чтобы доход шёл Приштине, Белград — чтобы деньги шли на Север Косова, но чтобы «интеграция в косовскую систему не была полной» (6). Поднимался и вопрос о специальной полиции, которая бы защищала памятники сербской православной культуры.
Общественность Сербии была возбуждена: многие предлагали отказаться от переговоров с ЕС, если условием станет признание независимости Косова. Неожиданно выступил Патриарх сербский Ириней, призывая не сдавать Косово ради членства в ЕС. Синод Сербской православной церкви (СПЦ) направил Президенту Т. Николичу письмо и предупредил власть, что не согласен с ней по вопросу Косова, считая, что речь идёт о фактической сецессии края. Синод спрашивал президента: «Почему представители государственной власти переговариваются с Тачи, которого разыскивают за совершённые преступления?». Синод считает недопустимым узаконивание границы между Сербией и Косовом, предлагает аннулировать все решения предшествующей власти, подумать о национальных интересах страны и народа, вернуться к букве резолюции 1244. 30 ноября Т. Николич встретился с представителями сербской церкви — патриархом Иринеем, Митрополитом Амфилохием и епископом Иринеем. Встреча завершилась безрезультатно, т.к. Президент объяснял, что выбора нет, и вопрос с границей уже закрыт (7).
Четырёхчасовая встреча И. Дачича и Х. Тачи в Брюсселе 4 декабря закончилась рядом договорённостей. И. Дачич уверял журналистов, что переговоры были статусно нейтральны, а речь шла об исполнении договоров предшествующей власти о совместном управлении границами и обустройстве четырёх пограничных переходов (Ярине, Мердаре, Брняк, Кончуль), из которых два на севере Косова. Они откроются уже 10 декабря. Говорили о таможенных процедурах, канцелярии по связям, присутствии на границе ЕУЛЕКСА. Пошлины будут собирать до границы, в Нише и Южной Митровице, в зависимости от того, с какой стороны идут грузы. Начнут свою работу и офицеры для связи, для начала они будут располагаться в канцеляриях ЕС в Приштине и Белграде. Кроме того, Х. Тачи подтвердил, что уже создана мультиэтническая полицейская группа, которая будет защищать объекты культурного и религиозного наследия в Косове. А Белград займётся обдумыванием возможностей финансирования сербов в крае. Договорились также продолжить диалог о телекоммуникациях и энергетике, активизировать разговор о пропавших без вести.
На переходах будут находиться албанские и сербские полицейские, а также представители ЕУЛЕКС-а. При этом Х. Тачи уверенно прокомментировал решения, что речь идёт об устройстве государственной границы между Сербией и Косовом (8), а И. Дачич общественности представил договорённости как обустройство пограничных переходов на административной линии.
На Западе ожидали трудностей в реализации договора, поэтому и его осуществление связали с членством в ЕС. Шеф делегации ЕС в Сербии В. Дежер заявил, что теперь от реализации договорённостей будет зависеть прогресс Сербии в переговорах о Еврооюзе (9).
Среди сербов появился страх, что речь идёт об установлении границы, а офицеры (чиновники) для связи — закамуфлированные послы. Послы и есть. Сначала говорили: офицеры, потом — чиновники, а затем премьер-министр сказал, что в Белграде для связи с Косовом скоро назначат «одного из лучших дипломатов из Косова» (10). Сербы Косова вышли на переход Ярине, требуя от Президента Т. Николича письменных гарантий о работе пропускных пунктов. Начатые работы по обустройству границы временно пришлось приостановить. Премьер-министр заверил сербов, что режим на границе меняться не будет, что не надо платить пошлину, что можно будет использовать личные сербские документы и автомобильные номера. Сербы потребовали личную встречу с Президентом Сербии и премьер-министром.
Договорённости в Брюсселе вызвали неоднозначную реакцию в стране. Демократическая партия Сербии (ДПС), «Двери» и радикалы назвали переговоры неконституционными, охарактеризовали как предательство и призвали к бойкоту (11). И. Дачич успокаивал общественность: «Косово нам никто не вернёт, если мы откажемся вступать в ЕС» (12) . Поддержать сербов Косова на Ярине выехали представители ДПС, напомнив, что партия уже направила запрос в Конституционный суд, являются ли договоры предшествующей и нынешней власти с Приштиной законными?(13). В. Коштуница призвал Т. Николича и А. Вучича приехать в Косово и поддержать свой народ(14). Зампред ДПС Н. Попович открыто заявил, что ЕС обманул Сербию, желая узаконить границу между Сербией и Косовом (15). Лидер «Двери» Владан Глишич выдвинул идею «создать единый фронт против предательства из всех патриотических, национальных и народных партий и институтов, среди которых СПЦ имеет особое значение»(16). По этим вопросам достигнуто единство ДПС, «Двери» и Сербской православной церкви.
На власть обрушилась справедливая критика. Многие подметили, что принимал решение узкий круг лиц, что вопрос не обсуждался в Скупщине, не учитывалось мнение народа, церкви, общественности не представлена платформа переговорного процесса. И. Дачичу оказалось труднее всего, ведь именно он вёл переговоры, принимал решения и должен отвечать оппонентам. По его мнению, вполне достаточно того, что он оповещает о переговорах президента, председателя парламента и шефа правительственной канцелярии по Косову и Метохии. Платформу по Косову он обещает к 17 декабря, после чего возможно её представление в парламенте (17). Но ведь это уже после того, как дело сделано! Позицию премьера не назовёшь оптимистичной. Он как бы заранее соглашается с необходимостью предпринимать непопулярные меры, уверенный, что новая власть должна не только выполнять договорённости Б. Тадича, но и внести свою лепту в улучшение отношений между Белградом и Приштиной. Это его слова: «Призываю всех не начинать битву, в которой не можем победить» (18).
И. Дачичу удалось склонить сербов Косова на свою сторону. После разговора с руководством сербы из северных общин Косова решили закончить протесты, т.к. получили гарантии, что могут использовать сербские документы, номера машин и что не будет взиматься пошлина в пользу Косова.
Даже беглый анализ переговорного процесса показывает, что Сербия не самостоятельна в принятии решений, а про руководство можно бы было сказать: «Далеки они от народа». Опрос общественного мнения показал, что между ЕС и Косовом две трети сербов выбирают Косово, и только 27% — Европу. Парадоксальным является то, что руководство партий правящей коалиции всё время говорят о проевропейской политике, а большинство их избирателей — евроскептики. Среди 59% евроскептиков большую часть (78%) составляют симпатизёры и избиратели правящей СПП, и только 14% одобрили европейскую политику прогрессистов. Если бы сейчас состоялся референдум, то за Косово бы проголосовали и 77% приверженцев СПС (лишь 9% за ЕС). Не очень понятно также, что много симпатизёров ЕС среди демократов В. Коштуницы (24%, это выше, чем в ДП и СПС), хотя сам В. Коштуница является открытым евроскептиком. А вот демократы (ДП), пожалуй, колеблются больше всех. Среди них почти равное число выступающих за ЕС (43%) и Косово (46%). Лишь либералы самые главные последователи присоединения к Европе: таковых 74%, в то время как за Косово только 8% (19).
В январе переговоры продолжатся, и Сербии не уклониться от решения ещё более сложных вопросов уже политического характера.
Список источников и литературы
- http://www.blic.rs/Vesti/Politika/345149/Estonova-Nikolic-da-se-pripremi-za-teske-odluke
- http:/ /www.politika.rs/rubrike/Politika/Polenc-Nezaobilazno-priznanje-Kosova-pre-ulaska-Srbije-u-EU.sr.html
- http://www.slobodnaevropa.org/content/kouchner-u-pristini-brisel-ce-usloviti-srbiju/24766385.html
- http://www.slobodnaevropa.org/content/thaci-eu-stavlja-do-znanja-srbiji-da-nema-podele-kosova/24773229.html
- Там же
- Taci nudi Srbima pare da se odreknu Beograda // Blic, 2012, 4 dec., S. 5.
- Susret s Nikolicem bez rezultata? // Danas, Beograsd, 2012, 3 dec., s. 1, 4.
- http://www.slobodnaevropa.org/content/cetiri-prelaza-do-kraja-godine-/24789538.html
- http://www.tanjug.rs/novosti/68396/reagovanja-povodom-dogovora-u-briselu.htm
- http://www.tanjug.rs/novosti/68317/primena-sporazuma-od-10--decembra.htm
- Политика, 4 дец., с. 5.
- http://www.tanjug.rs/novosti/67389/dacic--kosovo-je-oteto-od-srbije-.htm
- http://www.tanjug.rs/novosti/68377/ds-s--eu-prevarila-srbiju.htm
- http://www.blic.rs/Vesti/Politika/356298/Kostunica-Nikolic-i-Vucic-da-budu-uz-narod-na-Kosovu
- http://www.tanjug.rs/novosti/68396/reagovanja-povodom-dogovora-u-briselu.htm
- http://www.danas.rs/danasrs/politika/reakcija_na_ulici.56.html?news_class=252191
- http://www.tanjug.rs/videodet.aspx?galclass=80643
- http://www.blic.rs/Vesti/Politika/356590/Dacic-Na-nocasnjem-sastanku-ispoljena-puna-saglasnost-drzavnog-vrha-o-Kosovu
- http://www.klix.ba/vijesti/regija/srbija-vlada-za-eu-glasaci-vodecih-stranaka-za-kosovo/121109130