НачалоСовременность → 2013-11-29_ru

Инцко: Босния и Герцеговина на пути в ЕС И НАТО

[Е. Ю. Гуськова]
Автор: Е. Ю. Гуськова 2013 г.

Опубликовано: http://serbian.ruvr.ru/2013_11_29/Incko-Bosna-i-Hercegovina-na-putu-u-EU-i-NATO/

Версия на сербском: http://www.guskova.info/now/2013-11-29_sr.html


Совет Безопасности ООН второй раз за этот год — в мае и ноябре — собирался на заседание по поводу Боснии и Герцеговины (БиГ). Отчитывался о проделанной работе Высокий представитель по Боснии и Герцеговине Его Превосходительство г-н Вален¬тин Инцко. Эту должность Инцко занимает с марта 2009 г. Хотя отчёт ответственного перед ООН лица по Боснии и Герцеговине — дело достаточно формальное, многие понимали, что на повестке дня стоит вопрос о продолжении деятельности Высокого представителя, на чём настаивает уже несколько лет Республика Сербская. В этом её всецело поддерживает Россия.

Республика Сербская (РС) подготовила к 12 ноября свой доклад, распространённый в Совете Безопасности, «чтобы помочь членам Совета Безопасности и международному сообществу лучше понять позицию Республики Сербской и ситуацию в БиГ»(1) . Но особого внимания доклад РС не привлёк, и заседание прошло в формальном режиме. Но акценты всё-таки расставлены были.

Валентин Инцко изобразил основную задачу своей деятельности как помощь в борьбе Боснии и Герцеговины за евроатлантические интеграции. Но, отчитываясь за свою работу, он представил ситуацию в стране так, чтобы всем стало ясно, кто является главным тормозом прогресса. Основная критика была направлена на руководство Республики Сербской. Ещё в мае он сетовал, что страна всё больше отстаёт от своих соседей по региону. Причиной, по его мнению, является политическое руководство, которое не идёт ни на какие «разумные компромиссы».

Спустя шесть месяцев Валентин Инцко констатировал, что «политические руководители вновь упустили возможность сделать решительный шаг вперёд» на пути продвижения стра¬ны к тому, чтобы стать кандидатом на вступление в Европейский союз и НАТО (2). Возможность упустили, потому что перестали слушаться и выполнять указания Высокого представителя. Особую обеспокоенность у него вызывает Республика Сербская, готовая, якобы, оспаривать полномочия государства, предусмотренные Дейтонским мирным соглашением (1995 г.). Другая проблема обозначена как нежелание уважать принцип вер¬ховенства права, выпол¬нять решения Конституционного суда Боснии и Герцеговины, национальными институтами Образований. «До сих пор не выполнено более 80 решений», — сетовал Валентин Инцко. В Докладе же Республики Сербской виновником замедления развития страны названа Канцелярия Высокого представителя и сам Валентин Инцко, который не соблюдает гражданские и политические права граждан БиГ, предусмотренные Дейтонским соглашением, вмешивается в работу законодательных и судебных институтов, превышает свои полномочия, пытаясь навязать решения, мешает достижению внутриполитического компромисса.

Среди насущных проблем страны Валентин Инцко назвал следующие: изменение избирательной системы, приведение Конституции БиГ в соответствие с требованием Европейского суда по правам человека, а также Консититуции Федерации, поддерживаемой США и Управлением Высокого представителя, регистрации имущества бывшей Югославии как государственной собственности. Как полагает Высокий представитель, решение этих вопросов служат проверкой спо¬собности страны соответствовать своим международным обязательствам. Это в свою очередь является условием для вступления в силу Соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС, что откроет стране возможность для подачи заявки на членство в Евросоюзе.

Инцко в самом начале доклада стремился уверить Совет Безопасности в том, что в БиГ растёт недовольство руководством страны, о чём говорят протесты «перед зданием государствен¬ных учреждений Боснии и Герцеговины», когда в июне несколько тысяч демонстрантов «окружили здание и сохраняли блокаду в течение почти двух дней, удерживая внутри работников и посетителей на протяжении нескольких часов». Правда, Высокий представитель не упомянул, что демонстрации были вызваны партийными разногласиями в Федерации БиГ (второе Образование в БиГ), блокадой деятельности органов власти со стороны боснийской Партии демократической акции. Именно это замедляло принятие закона о единых документах БиГ (единый номер при записи актов гражданского состояния / матични броj), из-за чего и вышли люди на демонстрации. Не упомянул он и о том, что сам выразил солидарность с протестующими и призывал их к дальнейшей борьбе. Приведённые в докладе и «слегка искажённые» факты стали для Инцко доказательством «полной неудовлетво¬рённости, которая наблюдается среди многих слоёв населения как в связи с неурегулированны¬ми разногласиями внутри страны, так и в связи с недостаточным стремлением руководителей стра¬ны достичь компромисса с целью преодоления этих разногласий и продвижения вперед». Данные примеры говорят об однобоком отражении Высоким представителем реально существующих проблем в Боснии и Герцеговине.

Высокий представитель не мог не констатировать эффективность функционирования институтов Республики Сербской. Однако многие факты, говорящие о позитивном экономическом и социальном развитии Республики Сербской, не нашли отражения в докладе. Так, Инцко не упомянул о принятии в Баня-Луке 13 законов в соответствии со стандартами ЕС, о сотрудничестве Республики с Международным Валютным Фондом, об успешных инвестициях и больших экономических проектах, об эффективности начатой приватизации, о серьёзной пенсионной реформе. Эти данные не являются секретом: они отражены в Сообщении Комиссии ЕС от июля 2013 г. У Инцко же в адрес Президента Республики Сербской Милорада Додика звучала лишь критика и нескрываемая злоба. Додика обвинили в критике прин-ципа территориальной целостности и суверенитета Боснии и Герцеговины, порицали за заявления о стремлении к независимости Республики Сербской, особенно если ООН признает независимость Косова.

В Сообщении Республики Сербской вновь поднят вопрос о закрытии Канцелярии Высокого представителя, который мешает осуществлению реформ и сдерживает политическое развитие страны. Баня-Лука выступает за дальнейшие экономические реформы как в РС, так и на уровне БиГ, в соответствии с требованиями ЕС. Однако их осуществлению мешают внутрипартийные разногласия в Федерации и обструкции мусульманских партий. Поэтому Республика Сербская решает многие вопросы самостоятельно в рамках своего Образования, полагая, что предусмотренная Дейтоном децентрализация структур власти и управления не должна претерпевать изменения.

Выступающие на заседании члены СБ, главным образом, поддержали Инцко по всем вопросам, предлагая даже и более широкую перспективу — расширение политических институтов, реформу Федерации. Представители Великобритании и США называли доклад Инцко беспристрастным, а Россия — необъективным.

Виталий Чуркин подчёркивал, что Рос¬сийская Федерация последовательно выступает за строгое соблюдение Дейтонского мирного согла¬шения, предусмотренное им государственное устройство Боснии и Герцеговины, её единство и территориальную целостность. Москва заинтересована в установлении и нормальном функционировании центральных общебоснийских органов власти при сохранении определённых Конституцией страны статуса и полномочий входящих в нее Образований, a также равноправия всех трёх государствообра¬зующих народов. «Доклад Высокого представителя в Боснии и Герцеговине г-на Инцко Совету Безопасности, — заметил Виталий Чуркин, — к сожалению, вновь недостаточно объ¬ективен. B первую очередь, хотели бы обратить внимание на предвзятую критику руководства боснийских сербов в том, что они якобы являют¬ся источником всех боснийских бед, подрывают фундаментальные основы Мирного соглашения». B целях создания более объективного представления o происходящих в Боснии процессах Представитель РФ в ООН рекомендовал членам Совета Безопасности всё-таки ознакомиться c очередным докладом Республики Сербской Совету Безопасности, в котором приверженность боснийских сербов международному праву и букве Дейтона очевидна. Россия последовательно отстаивает идею окончания миссии Высокого представителя, упразднения протектората в БиГ и передачу ответственности за судьбу страны самим боснийцам. Среди прочего, Чуркин говорил о неприемлемости внешнего подстрекательства массовых протестных акций, в которых замечен Высокий представитель. Серьезную обеспокоенность России вызывает радика-лизация в мусульманских кругах БиГ, рекрутирование боевиков в ряды антиправительственных группировок в Сирии. «Странно, что Высокий представитель ничего не говорит об этом в своем докладе», — подчеркнул Виталий Чуркин. Только Россия выступила за выправление серьезных антисерб¬ских перекосов в расследовании военных престу-плений периода конфликта 1992–1995 годов и в другой пристрастной деятельности как международных организаций, так и отдельных представителей.

Результатом заседания Совета Безопасности 12 ноября 2013 г. стало принятие Резолюции, в которой деятельность Валентина Инцко в БиГ одобрена. Вновь особо заявлено о полной поддержке роли Высокого представителя, которая заключается в том, чтобы следить за выполнением Мирного соглашения, а также давать указания гражданским организациям и учреждениям, помогающим сторонам в выполнении Мирного соглашения, и координировать их деятельность. Продолжит свою деятельность в стране и Операция Сил ЕС «Алфея», а также будет сохранять своё присутствие НАТО. За ними остаётся право «применения силы», поскольку их считают «правопреемниками Сил по стабилизации с точки зрения выполнения их миссий для целей Мирного соглашения, приложений и добавлений к нему и соответствующих резолюций Совета Безопасности» (3).

Таким образом, Москве не удалось убедить Совет Безопасности ликвидировать международный протекторат в БиГ. Но условия для этого давно созрели. Будем надеяться, что в скором будущем сами народы БиГ будут решать свою судьбу.

Список источников и литературы

  1. Десети Извјештај Републике Српске Савјету безбједности УН-а Новембар 2013. г. http://www.vladars.net/
  2. Документ ООН. S/PV.7057
  3. Документ ООН. S/RES/2123 (2013)

Copyright © 1972–2018 www.guskova.info
Авторские права защищены.